Вижу музыку. Что даёт незрячим музыкальное образование | Здоровая жизнь | Здоровье

Опубликовано: 19.07.2016 05:07

Музыкальное творчество – прекрасное средство реабилитации слепых детей.

Лауреат первой степени Кирилл Друк (г. Минск, Республика Беларусь). Фото из архива Курского музыкального колледжа-интерната слепых.

Лауреат первой степени Кирилл Друк (г. Минск, Республика Беларусь). Фото из архива Курского музыкального колледжа-интерната слепых. © /

Наш эксперт – директор Курского музыкального колледжа-интерната слепых Министерства труда и социальной защиты РФ, заслуженный работник культуры РФ Станислав Попков

Причина слепоты

Несмотря на все усилия врачей, количество слепых и слабовидящих детей и подростков в нашей стране практически не сокращается. Парадоксальным образом успехи медицины приводят даже к росту числа детей-инвалидов. Одна из главных причин детской слепоты в России, как и во всех других развитых странах мира, – ретинопатия недоношенных.

Медики уже научились выхаживать экстремально недоношенных детей, чей вес при рождении составляет всего пятьсот граммов. Но к моменту преж­девременных родов органы зрения ещё не успевают окончательно сформироваться. Лазерное и хирургическое лечение не всегда оказывается эффективным. Поэтому ребёнок приходит в мир с «навечно закрытыми глазами».

Картина мира

Незрячие дети, так же как и взрослые инвалиды по зрению, нередко говорят о том, что они ВИДЯТ музыку. Неслучайно девизом этого учебного заведения стали слова «Мы видим музыку».

С первых дней жизни слепой ребёнок накапливает звуковую информацию точно так же, как зрячий ребёнок, собирает, впитывает зрительные образы. Поэтому важно, чтобы незрячих детишек окружали музыкальные игрушки, детские музыкальные инструменты. Для них полезны ритмические игры, развивающие занятия с музыкальным сопровождением.

Зачем нужна школа

С шести-семи лет важно начать систематическое музыкальное образование. Идеальным вариантом станут занятия в детской музыкальной школе или детской школе искусств.

Уроки с частными преподавателями, посещение школьных музыкальных кружков и студий не могут заменить обучения в детской музыкальной школе. Чтобы незрячий ребёнок в дальнейшем стал профессиональным музыкантом, ему необходимо не только овладеть навыками игры на музыкальном инструменте, но также изучить все предметы детской музыкальной школы: сольфеджио, теорию музыки, музыкальную литературу, композицию…

Способности можно развить

Разумеется, для обучения в детской музыкальной школе требуются минимальные способности. Но совместный труд ребёнка и его преподавателей помогает развить эти способности, привить любовь к музыке.

Родителям, опекунам и воспитателям незрячих детей необходимо помнить, что возможности профессиональной ориентации при данной инвалидности сравнительно ограничены. Самые популярные специальности среди слепых всего мира – музыканты и массажисты.

Но навыками массажа можно овладеть и в зрелом возрасте. А вот музыкальное творчество требует ранней профессионализации. Лишив ребёнка систематического, фундаментального музыкального образования, можно значительно сузить его дальнейшие профессиональные перспективы, фактически отнять у него будущее.

Какой инструмент выбрать?

На каком музыкальном инструменте лучше всего учиться играть слепому ребёнку? Незрячие люди способны овладеть практически всеми музыкальными инструментами, но наиболее популярными из них являются фортепьяно, баян, аккордеон и гитара. Именно эти инструменты в будущем позволят музыканту выступать и в качестве солиста, и в качестве аккомпаниатора.

К сожалению, незрячие люди неспособны играть в оркестре. Они не видят сигналов дирижёра. Не могут играть с листа, а только по памяти. А способность играть с листа является очень важным условием для оркестровых музыкантов!

При игре почти на всех музыкальных инструментах задействованы обе руки. Слепой музыкант читает ноты не глазами, а пальцами с помощью рельефно-точечного (брайлевского) шрифта. Очевидно, что невозможно одновременно играть на инструменте и знакомиться с нотами… Именно поэтому слепым людям лучше воздержаться от игры на таких классических оркестровых инструментах, как, например, скрипка или виолончель.

На слух или по нотам?

Почему-то некоторые родители и даже преподаватели детских музыкальных школ считают, что если незрячий ребёнок на слух воспринимает окружающий мир, то и музыке он может обучаться тоже исключительно на слух, без изучения нотной грамоты. Это опасное заблуждение!

Несмотря на то, что в оркестре слепые работать не могут, знание нотной грамоты им жизненно необходимо, так же как и зрячим музыкантам. Знакомясь с нотами, слепой музыкант может осмысленно и профессионально подойти к работе над музыкальным произведением, проанализировать ход мыслей композитора, а не просто механически заучить ту или другую пьесу.

Если в детском возрасте юные музыканты не освоили нотную грамоту, то это может существенно осложнить или даже сделать невозможным дальнейшее обучение в профильных высших и средних специальных учебных заведениях.

Средство реабилитации

Музыкальное творчество было и остаётся важнейшим средством реабилитации для слепых детей, даже если в будущем они и не станут профессиональными музыкантами. Занятия музыкой, выступления на сцене, участие в различных фестивалях, смотрах, конкурсах, праздниках помогает мальчикам и девочкам преодолеть робость, зажатость, излишнюю стеснительность и неуверенность в себе.

Дети – инвалиды по зрению испытывают законную гордость за свои музыкальные успехи. Им приятно, что они могут доставить радость и ровесникам, и взрослым людям. Проведение музыкальных мероприятий способствует установлению контактов между детьми и подростками с инвалидностью и без ограничений по здоровью. В этом и состоит подлинная инклюзия!

Новые таланты

Именно слепые юные музыканты нередко демонстрируют не только природный талант, но и чудеса упорства и трудолюбия. В качестве примера можно рассказать о незрячем с рождения мальчике, восьмилетнем Кирилле Друке из Минска. На прошедшем в ноябре 2015 года в Курске VI Международном детско-юношеском фестивале-конкурсе незрячих музыкантов вундеркинд получил первую премию.

Он поразил жюри виртуозным исполнением джазовых композиций и произведений классического репертуара. Игра гостя из Беларуси сочетала техническое совершенство и детскую непосредственность. Слушая выступления своих успешных ровесников, другие юные музыканты тоже начинают совершенствовать свои навыки и готовиться к конкурсам.